Самосвалы Экскаваторы Автобетоносмесители Башенные краны

Новости

Весь модельный ряд JAC и новинка на Comtrans -2017

Весь модельный ряд JAC и новинка на Comtrans -2017

JAС Motors приглашает Вас посетить стенд компании в рамках международной выставки коммерческого автотранспорта - COMTRANS 2017, которая пройдет с 4 по 9 сентября 2017 в МВЦ «Крокус Экспо» г. Москва. Компания JAC Motors покажет весь модельный ряд грузовых автомобилей, официально реализуемых в России.

Далее
Отправить пресс-релиз

События

"Чaйкa-Сервис" презентовал новинку - КAМАЗ-4326

 "Чaйкa-Сервис" презентовал новинку - КAМАЗ-4326

Завод "Чaйкa-Сервис" вывел на рынок КAМАЗ – 4326 с автогидроподъёмником Socage Т322

Далее

На правах рекламы


Проекты и объекты

Рынок автомобильных грузоперевозок ЕС-РФ в 2011-12 гг.

Рынок автомобильных грузоперевозок ЕС-РФ в 2011-12 гг.

В 2012 году автомобильным транспортом из Евросоюза в Российскую Федерацию было ввезено более 16 млн. тонн грузов (+10,7% по сравнению с 2011 годом). Объем экспортного грузопотока из России в ЕС составил 7,55 млн. тонн (+4,7% по сравнению с 2011 годом). Увеличение экспорта произошло, в первую очередь, за счет сырой нефти.

Далее

Регионы
Дороги
Промышленность

Горячее цинкование и алюминирование спасает спецтехнику от коррозии

Горячее цинкование и алюминирование спасает спецтехнику от коррозии

Актуальность долговременной защиты стальных изделий от коррозии трудно переоценить. Значительная часть потерь связана не только с утратой эксплуатационных свойств материалов, но и с вынужденным простоем работы, снижением производительности техники, «доедаемой» ржавчиной и, соответственно, - низким качеством выпускаемых изделий.

Далее

На правах рекламы


 

Бронированные вожди

22.06.2012
Традиция присваивать боевой технике имена известных исторических личностей – явление интернациональное. Например, американцы называли свои танки в честь знаменитых генералов времен войны севера и юга. В нашей стране при выборе названия танков предпочтение отдавалось именам здравствующих военачальников и политиков.

Чем крупнее, тем лучше – этот принцип доминировал при разработке бронетанковой техники с момента ее появления на фронтах Первой Мировой войны. Своей  кульминации пристрастие к сухопутным дредноутам достигло к середине 30-х годов. Но во всем нужно знать меру. Огромные многобашенные танки подобно Колоссу Родосскому стали жертвами гигантомании. Драматизм ситуации, что увлечение гусенечными броненосцами продлилось до самого начала большой войны. Войны, исход которой во многом суждено было определить именно бронетанковым войскам.  Лидером в строительстве очень больших танков без сомнения был Советский Союз. Особенно внушительно выглядел Т-35 с тремя пушечными и двумя пулеметными башнями.

Почти все из шести десятков машин такого типа были потеряны в первые дни немецкого наступления. Схожая судьба постигла и французские танки брошенные на защиту линии Мажино. Сотрудники Ленинградского специального конструкторского бюро №2 предчувствовали, что у особо крупных боевых машин нет будущего. Переразмеренность в технике, будь то авиастроение или проектирование двигателей, никогда не доводило до добра. Но до поры до времени коллектив Жозефа Яковлевича Котина был вынужден выполнять приказы главного бронетанкового управления. Так  появился танк СМК – Сергей Миронович Киров. Первоначально его прорисовали с тремя башнями. Для доклада на заседании совета обороны Котин приготовил небольшой деревянный макет будущей машины. Хитрость заключалась в том, что ее башни легко снимались с корпуса. Как рассказывал сам Котин, Сталин поднял одну из башен с макета и спросил, сколько она весит. Ему ответили, что 5 тонн.  Тогда Сталин приказал взять эти 5 тонн и усилить броню.



Высочайшее повеление убрать первую башню стало первым шагом к оптимизации конструкции. Отказ от второй 45-миллиметрой боевой пушки тоже должен был пойти только на пользу боевым качествам машины. В инициативном порядке группа Николая Леонидовича  Духова разрабатывает проект танка Клим Ворошилов. По одной из версий к его наречению имел отношение приемный сын советского маршала.  Как бы невзначай ему намекнули, что трудовой коллектив хочет дать новому танку имя наркома обороны. Но даже без этого претенциозного названия КВ-1 был бы встречен военными с большим энтузиазмом. Резерв, освободившийся после отказа от лишнего орудия и громоздкого пьедестала под главный калибр, разработчики отдали броне. Лот толщиной 75 миллиметров для танка весом всего 47 тонн – такого мировая практика еще не знала. Большее, что могли себе позволить в то время англичане, немцы или французы – это полутора миллиметровая броня.


 
Мало того, что КВ был отлично защищен, он и сам мог нанести врагу значительный урон. Орудие калибра 75 миллиметров поражало практически любой из известных зарубежных танков.

Переход от теории к практике состоялся  зимой 1940-го года. Финский экзамен КВ выдержал на отлично. Опыт боев в Карелии дал толчок к разработке специального танка, главной задачей которого стало разрушение долговременных огневых точек.  152 миллиметровая гаубица танка КВ-2 с трех выстрелов поражала долговременные огневые точки, защищенные  многометровыми железобетонными стенами. Как танк прорыва эта машина полностью себя оправдала. Но как самостоятельная боевая единица КВ-2 не слишком понравился военным заказчикам. За счет огромной башни все танка возрос на целых 5 тонн. Отсюда  поломки ходовой части, перегрев двигателя, недопустимо низкая скорость.  К тому же деревянные мосты стали для тяжелых танков непреодолимым препятствием.  Не все гладко было и с первой моделью, КВ-1. Сверхпрочная броня по началу прикрывала  врожденные недостатки. Но в боевой обстановке работающий на предельной мощности двигатель и узкий сектор обзора с командирского места были недопустимы. В армии о недостатках отличного танка знали, и они вызывали большие опасения. Тем более, что до конца 40-го года на Кировском заводе было выпущено 240 танков КВ обеих модификаций…

Немцы познакомились с Климом Ворошиловым уже на второй день войны. Знакомство было не из приятных. 20 КВ-шек полностью разгромили колонну фашистской бронетехники,  причем, когда кончались боеприпасы, они продолжали давить неприятеля гусеницами. Склонные к мистицизму немецкие солдаты прозвали танк КВ Призраком. Он уходил из под обстрела без единой вмятины на броне. Единственным средством борьбы с танками КВ служила 88-миллиметровая Зенитка. Особо уязвимой была бортовая броня. Еще одно слабое место танка - стык между корпусом и башней – стоило жизни многим экипажам.  Частично эта проблема решалась при помощи навесной брони, крепившейся огромными болтами – бужонами. Однако вскоре пришлось не только отказаться от бронеэкранов, но и дополнительно облегчить базовую конструкцию. Танк стал слишком медлительным.  КВ-1С, скоростной, сбросил целых 5 тонн веса и немного прибавил прыти.


 
Боекомплект укладывался в КВ-шках под полом в специальных пеналах. Аккуратных, но  страшно неудобных.  Поэтому чаще всего на исходных позициях заряды вынимались из пеналов,  сами металлические ящики выбрасывали, а заряды складывали, словно дрова в поленницах.

Но не менее, чем от конструктивных и производственных недостатков техники наши танковые войска страдали от несогласованности действий на поле боя. Эта напасть была даже пострашнее, чем немецкие снаряды. Историческое сражение под деревней Прохоровка по мнению его участника, Евгения Абрамовича Зубова, напоминал кулачный бой стенка на стенку.

Главное преимущество танка КВ, его броня, к 43-му году начало сходить на нет. При этом его собственная огневая мощь уже уступала не только тяжелым, но и средним танкам. Попытка исправить это положение полумерами не дала ожидаемого эффекта. В объекте 231 постарались старую башню с новой 85-миллиметровой пушкой.  Дальше единичного образца, бережно хранимого Кубинском музее танков, дело не пошло. Зато эта машина стала отправной точкой для новых разработок. Сначала укрупнили башню, на которой можно было установить более мощное орудие. Так появился  танк КВ-85,  изготовленный небольшой партией – 148 единиц.



Затем переделали ходовую часть и корпус. При этом серьезное внимание уделили культуре веса, справедливо решив, что тяжелый танк можно облегчить не в ущерб его мощи. Такой подход позволил удвоить толщину лобовой брони. От 85 калибра постепенно дошли до 122-миллиметровой пушки.

Так методом последовательного приближения Клим Ворошилов трансформировался в Иосифа Сталина. ИС-2 появились на фронте в начале 1944 года.


 
Их создали к началу операции Багратиона, в результате которой наши войска вышли к государственной границе СССР. Встречи ИС-ов с немецкими танками «Тигр» чаще заканчивались победой советских танков. Хотя противники друг друга стоили. Наши машины были более прочными, зато их дальнобойные пушки позволяли вести прицельный огонь на бОльших дистанциях.

А вот следующая модель тяжелого немецкого танка оказалась для нашей бронебойщиков крепким орешком. 150-миллиметровую лобовую защиту «Королевских тигров» удавалось взломать только прямой наводкой. Правда, известны лишь единичные случаи огневого контакта с машинами этого типа. В основном же ИСы работали по артиллерийским батареям и укрепрайонам на подступах к Берлину. В этом деле у них у них были хорошие помощники - самоходные орудия с крупнокалиберными пушками и гаубицами. Первре из них. Построенное на базе танка КВ-1С появилось в 1943 году. Но вскоре перешли на новые шасси от ИСа-2. Самоходку ИСУ-152 на фронте прозвали Зверобоем. Тяжелые снаряды с первого попадания разили наповал расплодившихся фашистских «хищников».


 
Говорят, что победителя не судят. Да, действительно, тяжелые танки ИС-2 и созданные на их баз самоходные орудия успешно участвовали в разгроме гитлеровской армии. Но проблема их уязвимости оставалась открытой.Противотанковая артиллерия Вермахта не давала покоя нашим танковым экипажам до последних дней войны.

ИС-3, получивший вполне официальное название «Щука», повоевать не успел. Его в приказном порядке назначили танком победы, пустив по Красной площади 7-го ноября 1946 года.  ИС-3 в армии недолюбливали. Он был ненадежен. Спроектирован танк был по уму, но к сожалению танк был продукцией особого периода.


 
Привыкшее за 4 года войны к перманентному авралу, производство не могло в одночасье перестроиться на выпуск гораздо более сложных, деликатных объектов.  Большая часть из 2311 ИСов-3 так и простояла в закрытых парках вплоть до момента списания.

После войны разработали еще несколько танков серии Иосиф Сталин. ИС-4 имел самую прочную на то время защиту. Но его собственное вооружение оставалось неизменным, а масса, к неудовольствию Главного бронетанкового управления вышла из 50-тонной весовой категории. Стоит вспомнить про ИС-7 – самый тяжелый из тяжелых советских танков.


 
Машина весом в 68 тонн со 138-миллиметровым орудием и стрелявшим во все стороны пулеметом, 1000-сильный двигатель…Особенно величественно выглядела башня, распластавшаяся по всей длине корпуса. Внутри же танка было тесно даже по невысоким отечественным стандартам, а ходовая часть не выдерживала непомерной нагрузки. Похоже, что печальные уроки гигантизма конца 30-х годов не всем конструкторам пошли на пользу.

С кончиной Иосифа Виссарионовича тема бронированных вождей в истории русского танка завершилась. ИС-7 мог стать символом мощи сталинской империи, но после смерти Сталина, танку присвоили безликий индекс Т-10.


 
Т-10 стал первым подобным проектом мирного времени, когда не надо было под угрозой расстрела гнать план и скорее интуитивно, чем осознано принимать оперативные решения. Этот танк спустя полвека поражает заложенными в нем возможностями. Т-10 выпускали 13 лет, многократно модернизировали. Танкистам он нравился. Сравнивали его даже с легковушкой «Победа», так удобна машина была удобна в управлении.

50-е годы стали эпохой многочисленных бронетанковых экспериментов. Чего стоил, например, один объект 279. Четыре спаренных гусеничных движителя, почти полное отсутствие расстояния между днищем танка и землей, передняя часть корпуса, напоминавшая голову земноводного существа.


 
Стихия этой машины – болотные хляби и бескрайние ягельные просторы приполярья. Но поскольку массовые баталии в тундре не предвиделись,  объект 279 остался невостребованным.

 Наступили новые времена, и тяжелые танки попали в немилость. В этом смысле поучительна и анекдотична история объекта 770. Была такая опытная машина с литым корпусом и другими полезными нововведениями. По оценке его испытателей, проект был очень перспективен. На показе военной техники Хрущев прервал доклад об объекте 770.

«Ты сам толстый и танк у тебя толстый, у меня на него железа не хватит», - раздраженно заявил он конструктору танка Исакову.  Умело подогреваемая ближайшими соратниками страсть к ракетам выработала у Никиты Сергеевича устойчивую неприязнь к авиации, артиллерии, танкам. Хорошо, что он хотя бы не возражал против гусеничных шасси для оперативно-тактических ракет.  

На том можно было бы и закончить рассказ о бронированных вождях и их потомках, если бы не одна машина, формально относившаяся к классу средних танков. Ее называли Дракон. Когда со спускового устройства, оставляя за собой шлейф, срывалась ракета, танк ИТ-1 действительно походил на мифическое существо.


 
Защита от него на тот момент не существовала. Поэтому по боевой эффективности нижнетагильская машина заменяла несколько боевых танков. 12 радиоуправляемых ракет в 9 случаях из 10 поражали противника. При этом оператору вооружения надо было лишь удерживать перекрестие визира на выбранной цели. Уровень той техники предполагал работу электронных блоков на лампах. В те времена это был довольно передовой уровень техники. Сейчас это вызывает некоторое удивление.

В 1968 году истребитель танков приняли на вооружение и оснастили 2 батальона. Один в Прикарпатье, второй - в Белоруссии. Такая умеренность выглядит довольно странно, учитывая, что Дракон действительно был грозным оружием. Кроме того, пристрастие руководства страны ко всему ракетному, казалось, должно было дать этой машине широкую дорогу. Дракон выпускался два года, а затем два управления - Главное артиллерийское и Главное бронетанковое не смогли прийти к консенсусу, в чьем ведении должно находиться данное изделие. По этой причине больше заказов не последовало.

На одном из показов военной техники истребитель танков продемонстрировал удивительную результативность стрельбы. Три мишени были поражены с дистанции в 4 километра. Такая меткость имела совершенно неожиданные последствия. Воодушевленный эффективность ракетного оружия, Никита Сергеевич сделал гениальный вывод: танки не нужны.  Карцев, главный конструктор, Хрущева не поддержал.



О спорах Леонида Карцева с Никитой Хрущевым ходили легенды. Якобы однажды главный конструктор так рьяно доказывал свою правоту, что открутил пуговицу на пальто главного секретаря ЦК КПСС. Диспут шел на тему государственной важности : какой танк запускать в массовую серию – харьковский или тагильский. Правда, до рукоприкладства дело не дошло, хотя со стороны могло показаться, что оппоненты вот-вот возьмут друг друга за грудки.

Доказать, что тагильский танк имеет право на существование удалось лишь спустя несколько лет. Это было время напряженного труда и бесконечных планерок. Но тагильцам было не привыкать: Уралвагонзавод  на протяжении 50 лет задавал тон отечественному танкостроению. Однако, это уже другая история.



0


Архив